16 марта на Свердловской железной дороге по причине излома боковых рам тележек грузовых вагонов произошло 2 схода поездов.
В 12:28 (мск) на станции Ясашная однопутного электрифицированного участка Алапаевск – Моховой Нижнетагильского региона обслуживания СвЖД произошел сход второй тележки полувагона грузового поезда (груз – флюсы). Боковая рама изготовлена в 2011 году Кременчугским сталелитейным заводом. В результате происшествия был нарушен габарит третьего пути, для ликвидации последствий схода был поднят восстановительный поезд станции Нижний Тагил.
В 13:02 (мск) на 44 км перегона Решеты – Седельниково двухпутного электрифицированного участка Решеты – Арамиль Екатеринбургского региона обслуживания СвЖД сошел одной тележкой полувагон грузового поезда (груз – кирпич). Боковая рама изготовлена в 2010 году Кременчугским сталелитейным заводом. В результате происшествия габарит по соседнему пути нарушен не был, повреждено 1500 закладных болтов. На месте происшествия работали восстановительные поезда станций Екатеринбург-Сортировочный и Каменск-Уральский.
Напомним, в связи с участившимся случаями сходов поездов из-за потенциально опасной продукции машиностроения 14 марта на заседании Уральского межрегионального координационного совета (УМКС) были рассмотрены вопросы повышения качества деталей грузовых вагонов и крупногабаритного литья.
Проблема качества крупного вагонного литья в последнее время является крайне актуальной не только для ОАО "РЖД", но и для других компаний, работающих на рынке операторских услуг и обладающих парком грузовых вагонов. Потенциальную угрозу безопасности движения поездов, в частности, представляют случаи излома боковых рам тележек грузовых вагонов.
Благодаря проводимой профилактической работе по выявлению трещин в литых деталях тележек и бдительности осмотрщиков вагонов только за 2 месяца 2013 года на СвЖД изъято из эксплуатации 146 боковых рам тележек, дефекты которых были подтверждены методами неразрушающего контроля. За 2012 год на Свердловской магистрали было выявлено 1079 неисправных боковых рам.
Тем не менее, количество случаев изломов боковых рам тележек грузовых вагонов растет ежегодно (с 2003 года количество изломов возросло более чем в 20 раз). В прошлом году на сети железных дорог произошло 23 излома боковых рам тележек грузовых вагонов, а с начала 2013 года (по состоянию на 14 марта) — уже 24 таких случаев, 5 из которых привели к крушению поездов. При этом по статистике за прошедшие шесть лет большинство боковых рам (85%) не отработало даже гарантийного (5 лет) срока эксплуатации.
Возникновению данной проблемы, по мнению первого заместителя начальника СвЖД Валерия Фомина, сыграла совокупность факторов, среди которых: нарушение технологии производства, отмена лицензирования деятельности по ремонту подвижного состава, ограничение прав надзорных органов в сфере контроля за соблюдением законодательства и др.
Валерий Фомин напомнил о необходимости внесения изменений в действующие нормативные документы, фиксирующие ответственность производителя за выпуск некачественной продукции, не соответствующей техническим условиям. По словам первого заместителя начальника СвЖД, прежде всего, необходимо повысить ответственность производителей вагонов, включая возмещение всех понесенных затрат ОАО "РЖД" по устранению последствий ЧП.
В частности, необходимо ввести обязательное страхование имущественной ответственности производителей и собственников вагонов, обязательное проведение ремонта в объеме техобслуживания с диагностированием вагонов (в т.ч. с помощью современных средств неразрушающего контроля), эксплуатирующихся после постройки более года или имеющих 100 тыс. км пробега, укомплектованным боковыми рамами тележек модели 18-100-04 или их аналогами, сообщила служба корпоративных коммуникаций СвЖД.